Освещение на кухне совмещенной с гостиной

Люстры и светильники в кухню-гостиную обещают стать одной из часто обсуждаемых тем в ближайшие годы, так как объединенные кухни-гостиные становятся все популярнее на российском рынке.

Соответственно, возникает и множество вопросов по их дизайну, так как эта форма кухни и гостиной для нас еще достаточно новая, коллективный опыт ее обустройства пока еще не накоплен, поэтому когда дело доходит до оформления такого объединенного пространства, люди обычно теряются.

Поскольку свет – это один из ключевых этапов ремонта, постольку начну серию статей о кухнях-гостиных именно с него. Как распределить выводы под свет в кухне-гостиной и – животрепещущий вопрос – как подобрать люстры и светильники.

Сначала – скучный, но архиважный вопрос – выводы электропроводки под потолочный свет. Освещение должно соответствовать функциональным зонам кухни-гостиной, то есть до начала ремонта вам надо определиться, где будет кухонный гарнитур, диван, обеденный стол и (если будет) барная стойка. Это нужно, чтобы над каждой функциональной зоной сделать свой вывод для верхнего света (люстры, потолочного светильника, подвеса, точек и т.д.) с независимыми выключателями для каждого.

Почему следует сначала определиться с планировкой кухни-гостиной и сделать выводы под свет в соответствии с ней? Потому что иначе (когда выводы под свет делаются “от балды” либо по принципу симметрии) может получиться вот такая странная штука:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

Здесь мы видим два лишних светильника – один светильник-шар по центру помещения и один у правой стены. Зачем они нужны? Нет ответа. Деньги потрачены, толку от этих светильников нет, с точки зрения дизайна – один вред.

Еще один антипример на фото ниже:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

В этой кухне-гостиной потолочные светильники тоже распределялись по принципу симметрии. В результате, как видите, они делят помещение не на функциональные зоны, а на странные квадраты, причем часть светильников освещает дальнюю стену кухни-гостиной, где выходы в коридор и в смежную комнату. Зачем они там? При этом над гарнитуром в зоне готовки полноценного верхнего света нет. Итак, очень важно:

определите расстановку мебели в кухне-гостиной до проектирования электропроводки

делайте выводы под свет там, где он нужен

При планировании мебели и светильников руководствуйтесь здравым смыслом. Вот смешной антипример на фото ниже:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

Очень милая кухня-гостиная, не так ли? А теперь присмотритесь, как в ней распределены функциональные зоны: кухня и обеденный стол находятся у противоположных стен помещения, а диванная зона посередине. Это значит, что со всеми горячими тарелками нужно бегать от гарнитура к обеденному столу через всю комнату. В результате, когда хозяевам это надоест, обеденный стол переедет к барной стойке, а у противоложной стены зачем-то останутся висеть два красивых, но совершенно не нужных светильника.

убедитесь, что планировка мебели в вашей кухне-гостиной удобна для жизни, и только потом планируйте светильники и люстры

Ну, пора уже привести хороший пример распределения люстр и светильников в кухне-гостиной Пожалуйста, вот он на фото ниже:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

Это кухня-гостиная явно после перепланировки, и здесь вы видите очень удачный подбор и грамотное распределение потолочных светильников – мягкий рассеянный свет в диванной зоне, веселые подвесы над барной стойкой, служащей одновременно обеденным столом, и светильник-шар в зоне кухни. Все светильники разные, но сочетаются между собой (впрочем, о сочетаемости светильников будет дальше).

Вот диаметрально противоположное по оформлению, но столь же удобное и разумное распределение потолочных светильников:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

Здесь куда более аскетичный подбор (все светильники одинаковые), но принцип распределения света тот же – над функциональными зонами, и он работает!

Теперь о некоторых нюансах, связанных с размерами и зонированием вашей кухни-гостиной. Здесь действует такое правило:

чем просторнее кухня-гостиная и чем выше в ней потолки, тем важнее иметь верхний свет для каждой функциональной зоны

чем меньше кухня-гостиная и чем ниже потолки, тем меньше в ней должно быть потолочных светильников

В небольших кухнях-гостиных (например, получившихся в результате объединения маленькой кухни и смежной с ней комнаты в хрушевках и панельках) можно сделать только два вывода на потолке под люстры и светильники – один над гарнитуром и один над зоной дивана и пренебречь дополнительным светильником над обеденным столом. Если площадь кухни-гостиной 15-25 кв. м и она не является узкой и длинной, то двух потолочных светильников достаточно, чтобы полноценно осветить ее. Не нужно “частить” потолочный свет в небольшом помещении. Вот хороший пример на фото ниже:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

Это фото сделано так, что кухня-гостиная кажется просторной, но на самом деле она имеет размеры примерно 560*300 см, и двух потолочных светильников для комфортного освещения вполне достаточно, а при ее небольшой площади зонирование светом уже не нужно – светильники-подвесы над барной стойкой и обеденным столом только “измельчили” бы помещение, поэтому от них разумно воздержались.

Кроме того, в небольших кухнях-гостиных, если обеденный стол смещен к диванной стене, над ним тоже не обязательно делать отдельный потолочный светильник, над этой зоной можно просто повесить одну люстру по центру, как на фото ниже:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

Размеры диванно-обеденной зоны – примерно 320*460 см. Для этого пространства вполне достаточно имеющейся люстры, которую правильно разместили по центру зоны. Подвесы над барной стойкой тоже на своем месте – они и декоративны, и удобны.

Аналогичный пример на фото ниже:

освещение на кухне совмещенной с гостиной

В этой кухне-гостиной обеденный стол тоже находится в диванной зоне, и он прекрасно освещается люстрой, повешенной по центру зоны. А над гарнитуром отдельный свет.

И наоборот – если обеденный стол смещен в зону гарнитура, нет смысла выделять для него светильник – в кухонно-обеденную зону надо повесить одну люстру по центру.

И тем не менее, даже если мы следуем правилу “чем меньше помещение, тем меньше в нем потолочных светильников”, даже в небольшой кухне-гостиной следует делать минимум два потолочных светильника: один в зоне кухни и один в диванной зоне. Попробуйте сами найти ошибку в антипримере на фото ниже:

Здесь подвесы над обеденным столом являются единственным источником верхнего света. Это значит, что свет от них будет постоянно бить в глаза людям, сидящим на диване лицом к кухне. Это крайне некомфортно. В результате или диван будет развернут на 90 градусов против часовой стрелки, чтобы сидеть спиной к кухне, или же верхний свет будет выключаться, а в зону дивана будет поставлен большой торшер. Ну или будет заново штробиться потолок и делаться второй вывод под люстру в диванной зоне

Теперь давайте сконцентрируемся на втором пункте планирования люстр и светильников в кухню-гостиную – на их подборе. Как должны сочетаться между собой люстры и потолочные светильники в объединенной кухне-гостиной?

Проще всего – подобрать их из одной коллекции:

Подбирать люстры и светильники из одной коллекции рекомендуется в небольших кухнях-гостиных – если вы хотите снизить визуальное дробление интерьера.

В кухне-гостиной на фото слева поступили именно так, потому что размеры помещения невелики, и это правильное решение, хотя я бы перенесла светильники над барной стойкой в зону диванов (думаю, что и вы тоже). Итак:

люстры и светильники в кухне-гостиной могут быть одинаковыми (рекомендуется для небольших площадей)

Второй способ сочетать светильники и люстры в кухне-гостиной – подбирать не одинаковые, но и не полярно разные, а похожие.

Как ни странно, но это один из самых сложных способов, особенно если плафоны люстр не идеально белые, а окрашены. Похожие, но разные оттенки плафонов могут давать некрасивый разнобой при дневном свете. Поэтому при таком подходе лучше выбирать светильники и люстры с белыми плафонами.

_________________

Итак, второй способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:

подбирать светильники и люстры одного цвета (лучше всего белого), но разной формы

Возможен еще такой способ, при котором один из светильников является цветным, а другой (другие) – белым, но этот способ используется крайне редко.

Но, конечно, светильники и люстры в кухне-гостиной могут быть и совсем разными:

Аскетичный современный свет над гарнитуром (точки, лаконичный накладной светильник с белым плафоном и т.д.) прекрасно сочетается с классической люстрой в диванной зоне. Но возможны и более контрастные решения:

Классическая люстра в диванной зоне отлично уживается с брутальным темным светильником над обеденным столом. Обратите внимание, что этот темный светильник появился здесь не просто так – он поддерживает цвет кухонной техники.

Итак, третий способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:

люстра в диванной зоне может контрастировать по стилю и цвету со светом в кухонной зоне

Но доходить до абсурда в подборе контрастирующих стилей тоже не нужно:

Комментарии, в общем, излишни

Можно без опаски сочетать в одном интерьере такие стили светильников и люстр:

– классика (не “самоварное золото”) и неоклассика с одной стороны и хай-тек, индастриал, минимализм, точечные светильники, дневной свет – с другой

– минимализм и японский и экологический стили

Лаконичные светильники в стиле минимализм простых геометрических форм (шары, кубы, плоские накладные “коробки”, каплевидные светильники) с белыми плафонами и минимумом деталей сочетаются практически со всеми стилямм и даже с такими сложными, как кантри, стимпанк и ретро.

Возможны и куда более сложные стилистические сочетания, но это тонкая индивидуальная работа, поэтому в статье об универсальных правилах мы их рассматривать не будем. Только упомяну, что в противовес расхожему мнению классика и ретро не так уж легко и хорошо сочетаются друг с другом:

Вообще ретро – сложно комбинируемый стиль:

Светильники и люстры в стиле ретро хорошо подходят кухням-гостиным в стилях Прованс, экостиль, пост-индастриал.

Всех волнует вопрос, должны ли быть металлические детали люстр и светильников одного цвета. Нет, это не обязательно. Конечно, лучше, если вся служебная фурнитура одного цвета, но это необязательный перфекционизм. Если вы берете люстры и светильники из разных коллекций и разных производителей, подобрать оттенки металла один-в-один практически невозможно, да это и не нужно, так как никто, в том числе и вы сами, не будет задирать голову к потолку, чтобы придирчиво сравнить оттенки деталей.

Тем не менее, если вы покупаете разные люстры и светильники, обратите внимание:

металлические части люстр и светильников не обязаны быть одного цвета, но они должны сочетаться между собой и с другими металлами в кухне-гостиной

Например, очень трудно подобрать металл к такому красивому, но сложному матовому бежево-серому алюминию, как на люстре на фото выше. А вот матовая или полированная сталь комбинируется очень легко.

На фото выше вы видите, что матовая сталь светильников-подвесов и вытяжки и светлая полированная сталь торшера прекрасно уживаются в одном помещении.

Достаточно просто комбинируются также светлое золото, хром, серый алюминий, белый алюминий, сталь. А вот бронза, латунь, медь (и они же состаренные), черненое серебро, а также ярко-желтое, тускло-желтое, состаренное и тем более “самоварное” (очень яркое с красноватым оттенком) золото комбинируются плохо, лучше не рисковать, добавляя эти разные металлы в один интерьер.

Апр 17, 2017Сергей

Советы

Какие световые сценарии должны быть в помещении, на что влияет цветовая температура, чем светодиодные лампы лучше обычных – все, что вы должны знать о планировании освещения на кухне

Самая большая ошибка, которую можно совершить при оформлении интерьера кухни – предусмотреть лишь один источник света. Рассказываем, почему так делать нельзя, и даем 6 прикладных советов по организации освещения.

Общие советы по светодизайну

1. Планируйте расположение светильников заранее: в разгар ремонта уже поздно. Самое оптимальное – определиться с количеством и расположением светильников, когда вы наметили основные функциональные зоны. 

2. Розетки, выключатели, светильники, провода устанавливайте минимум в 60 сантиметрах от раковины и водных коммуникаций.

3. Используйте больше одного источника света. Обязательно предусмотрите подсветку рабочей поверхности. Если есть столовая зона, идеальный вариант – светильник над обеденной группой или бра для более мягкого освещения. Нелишним будет декоративный свет и подсветка навесных шкафов. 

4. Корректируйте пространство с помощью освещения. У помещения есть архитектурные недостатки? Чтобы скорректировать геометрию узкой кухни, разместите светильники вдоль одной стены. Светильники, расположенные по средней линии потолка, напротив, зрительно «вытянут» комнату.

Настенные бра с направленным вверх светом визуально приподнимут низкий потолок. А вот для очень высокого потолка подберите массивную люстру.

5. Регулируйте цветовую температуру освещения. Современные светодиодные светильники дают свет самых разных цветов и оттенков. Имейте в виду, что готовить лучше при максимально естественном свете – для рабочей зоны выбирайте более холодный оттенок ламп. А вот аппетиту способствует теплый и мягкий свет.

6. Не забывайте об экономии. Используйте светодиодные лампы: они сокращают энергопотребление до 90%, а срок их службы – до 15 лет. А нужный уровень освещенности и снизить затраты на электроэнергию помогут диммеры.

Освещение кухни: советы + инфографика

1. Встроенные потолочные споты размещайте на расстоянии как минимум 30–40 см друг от друга. От угла стены до осветительного прибора нужно оставить не менее 20 см. Специалисты рекомендуют устанавливать по светильнику в 20 Вт на 1 квадратный метр потолка. Заранее нарисуйте схему расположения светильников и обозначьте расстояние до стен.

2. Точечные светильники, встроенные в верхний карниз кухонных шкафов или вмонтированные в нижнюю панель – необходимы для комфортной работы. Если вместо шкафов на стене открытые полки, используйте светильники на подвесах. Оптимальное расстояние между нижним краем плафона и столешницей – 70–87 см.

3. Подвесные светильники с длинным шнуром не должны висеть слишком низко – так их легко задеть головой. Если над круглым столом один плафон – нижний край светильника должен находиться в диапазоне 70–90 см над столешницей. Оптимальный диаметр люстры – около половины ширины стола. 

Над длинным прямоугольным столом повесьте несколько светильников – отступите от краев стола 30 см и разместите их на равном расстоянии друг от друга.

4. Группа подвесных светильников – то, что нужно для подсветки кухонного острова. Расстояние между нижней частью светильника и столешницей – не менее 65–70 см: свет от висящих ламп не должен бить в глаза. Имейте в виду, что расстояние между светильниками не должно быть меньше 30–40 см. 

Если у вас кухня-гостиная: 4 правила освещения

1. Главное – функциональное зонирование. С помощью светильников можно буквально включать и выключать разные зоны. Центральная люстра в гостиной зоне и точечное освещение на кухне – прекрасный вариант. Не забудьте также про зону отдыха: если захотите почитать в кресле, пригодится торшер с направленным светом. 

2. Подвесные светильники над барной стойкой – деликатно зонируют пространство. При выключенном кухонном свете они создадут более интимное пространство гостиной – ничего не будет отвлекать вас от отдыха. 

3. Обязательная вещь – красивая люстра над обеденным столом. Она создаст нужное настроение: торжественную обстановку при приеме гостей или романтичную – для ужина для двоих. Обратите внимание на светильники, высоту которых можно менять одним движением руки – это удобно.

4. Декоративный свет: настольные лампы, бра, торшер отвечают за расслабленную атмосферу и акцентируют внимание на декоре. Выделить картины, вазы, посуду легко с помощью светильников направленного света: используйте встроенные, настенные, потолочные модели.

Тренды в освещении: мнение профи

Стандартные лампы навевают скуку и хочется чего-то интереснее? Светодизайнер Полина Губонина рассказывает об актуальных трендах в освещении. 

ПОЛИНА ГУБОНИНА

СВЕТОДИЗАЙНЕР

Ведущий светодизайнер Philips Lighting в России, выпускница МГТУ им. Баумана.

1. Для выделения обеденного стола можно использовать не только подвесной светильник, но и установленный рядом торшер на изогнутом штативе, настольную лампу с рассеивающим плафоном или акцентный прожектор, закрепленный на стене. 

2. Создайте с помощью светодиодной ленты контурную подсветку стеклянного стола – эффект самосвечения обеспечен. Расположите ленту внутри шкафов со стеклянными фасадами: получатся светящиеся витражи, создающие эффект дополнительных окон.

3. Светодиодную ленту разместите внутри полок, под шкафами или вдоль стен: причем все эти идеи вы можете реализовать с минимальными усилиями и без строительной пыли.

12 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *